Бизнес по франшизе сегодня

Бизнес по франшизе сегодня

Не так давно, франчайзинг отметил двадцатилетие своего присутствия, на территории нашей страны. Самое первое заведение, которое было открыто по данной программе – это кафе «Баскин Робинс». Оно было открыто в гостинице «Россия» в 1992 году. Сейчас точно никто не может сказать, насколько сильно вырос бизнес по франшизе.

В России франчайзинг не выделяется в отдельное направление и Минпромторг не ведет учет его развития. Одно можно сказать наверняка – рост франчайзинга огромный, аренда готовых брендов стала достаточно популярной. Теперь не только иностранные бренды, но и отечественные торговые марки предлагают партнерство по этой программе.

Франчайзинг – его экономическое определение и структура

Платная передача лицензии на использование торговой марки, технологий и концепций ведения бизнеса – так звучит определение франшизы. Франчайзер – это правообладатель бренда или материнская компания, франчайзи – правопреобретатель или арендатор готового дела.

Виды франчайзинга

  1. Производственный франчайзинг. Франчайзером передается право на производство товаров. Предприниматель становится обладателем не только товарного знака, но и технологий, а часто и сырья и комплектующих материалов. Наиболее знаменитые компании, работающие с таким видом франчайзинга – это PepsiCo и Coca-Cola.
  2. Товарный франчайзинг. Правообладатель дает право своему партнеру продавать определенный товар. Получил широкое распространение в розничной торговле одеждой, обувью, аксессуарами и пр. Торговая точка носит название производителя и реализует только его продукцию. Это оговорено в договорах и жестко контролируется. Выгодна такая франшиза для малого бизнеса. Так работают по всему миру таки марки, как: H&M, Zara, Baldinini.
  3. Деловой франчайзинг. Франчайзер дает право на открытие точки в своей структуре или, как это принято называть, в сети. Партнер использует уникальную торговую марку, бренд, пользуется технологиями в работе, ведет проверенную политику франчайзера во всех сферах работы, получает поддержку материнской компании по обучению, решению других важных вопросов. Такой вид распространен в гостиничной сфере, в сфере общественного питания и услуг. Яркими его представителями считаются: McDonalds, SybWay, Gold’s Gym, Hilton.

бизнес по франшизе

Франшизы бывают

Прямые – когда право на использование готового бренда передается непосредственно от франчайзера к франчайзи. Таким видом пользуются национальные или региональные правообладатели.

Мастер-франшиза – эксклюзивное право по заключению договоров правообладатель делегирует региональному франчайзи. Региональный партнер регулирует заключение договоров на вверенной ему территории, определяет стратегии развития, учитывая интересы материнской компании, контролирует соблюдение стандартов обслуживания, оформления и соблюдения договоров в целом, закрывает или приостанавливает выдачу франшиз при их переизбытке. Это характерно для транснационального франчайзинга.

История ведения бизнеса по франшизе своими корнями уходит еще в 19 век. Термин franchise обозначал определенные преференции для предпринимателей на ведение отдельных видов работ: виноделие, охота, ярмарки и т.д. Такими правами обладали только французские короли и перепродавали их желающим. В середине 19 века немецкие пивовары предоставляли тавернам эксклюзивное право продавать пиво и называться именем пивоварни.

Первыми компаниями, которые широко стали применять франчайзинг стали: Singer Sewing machine company и Дженерал Моторс. За историю своего развития франчайзинг претерпел некоторые изменения. После Второй мировой войны, всплеск экономической активности привел к возобновлению и бурному росту этого явления. Так появилась концепция Рэя Крока, по продаже формата фаст-фуд. Она была воплощена в создании сети ресторанов быстрого питания McDonalds. По сей день, она является самой успешной и дорогой франшизой для малого бизнеса. Метамарфозы, происходившие с франчайзингом: хаотичный рост и банкротство многих компаний, связанное с ним, спад активности и т.д., привели к созданию национальных и международных ассоциаций, регулирующих франчайзинговые отношения и по настоящее время.

франшиза для малого бизнеса

По данным одной из аналитических групп, сегодня 12,3% мужчин и 6% женщин, в возрасте 34-45 лет и 24% юношей и 18,4% девушек до 24 лет, хотят иметь свое дело. Процент не маленький, но воплотят свою мечту в реальность далеко не все. Создание собственного дела требует определенных навыков, опыта, финансовых вложений. Даже если все эти составляющие есть, не факт, что стартап выживет на рынке с высокой конкуренцией. Вот и получается, что создание бизнеса по франшизе – это отличная альтернатива созданию своего дела.

Согласно данным Российской ассоциации франчайзинга (РАФ), в России он затронул различные сферы, но лидерами по-прежнему являются: ритейл (56%) и общепит (16%). Основными положительными факторами по улучшению функционирования и прироста франчайзинга стали:

  • Государственная поддержка, заключающаяся во включении РАФ к разработке в плане мероприятий по развитию малого и среднего бизнеса;
  • Помощь банков – внедрение программ кредитования стартапов поддерживающих партнерство по аренде готовых концепций, примером может служить кредит от Сбербанка России;
  • Развитие отечественной экономики и выход франчайзеров с предложениями на рынки Украины, Белоруссии, Казахстана;
  • Увеличение франчайзинговых компаний – общее количество членов РАФ достигло 67, что на 17 компаний больше по сравнению с прошлым годом.

Так как наиболее активным участниками данного рынка являются точки фашн-ритейл, то уместным будет отметить несколько положительных тенденций в их развитии, произошедших за последние несколько лет.

  1. Адаптация материнскими компаниями своих предложений для средних и мелких городов. Появление таких форматов как стоки, киоски, отделы в торговых центрах;
  2. Активное вхождение на российский рынок иностранных компаний. Это способствует не только росту товарооборота и появлению новых брендов, но и росту конкуренции для отечественных производителей, что способствует повышению качества товара, обслуживания, внедрению новейших технологий в концепции ведения дел и пр.;
  3. Укрепление позиций отечественных франчайзеров, подстегиваемых качественными иностранными предложениями и вынужденных искать своих партнеров в регионах. Это послужило развитию региональных сетей.
  4. Усиление борьбы франчайзеров за потенциальных партнеров. Рост предложений породил конкуренцию и в этой области. Это привело к оптимизации стоимости предложений, а так же к увеличению преференций и льгот для франчайзи в виде скидок, бонусов, возвратов излишек товара, дополнительной рекламе точек за счет материнских компаний и т.д.;
  5. Укрупнение отечественных франчайзеров и рост количества мастер-франшиз, за счет регионального развития.

Положительные тенденции в развитии франчайзинга несомненно есть. Бизнес по франшизе становится выгодным мероприятием, несмотря на очевидные его недостатки, связанные с жестким контролем функционирования со стороны материнских компаний и немаленькими финансовыми вложениями.

Это наиболее легкий путь для субъектов малого и среднего бизнеса начать собственное дело еще и потому, что партнер получает мощную поддержку в работе, знания, опыт наработанный годами и бренд, с уже существующей базой лояльных клиентов.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>