Открываем прачечную самообслуживания

Сфера бытовых услуг в городах, сегодня представлена в основном сетью химчисток. В их перечень входит химическая чистка одежды, и лишь иногда можно встретить предложения стирки вещей. Кроме того, цены на такие услуги трудно назвать дешевыми, а ждать белье приходится несколько дней. Вместе с тем, в США давно есть более дешевая альтернатива – это прачечная самообслуживания.
Модель бизнеса
Благодаря американским фильмам большинство наших сограждан представляют себе, как работает такое заведение. В помещении, которое имеет площадь от 20 до 200 кв.м. установлены стиральные машины. Обычно это профессиональная техника, за редким исключением бизнесмены укомплектовывают прачечные бытовыми приборами. К машине подсоединен монетоприемник. Клиент загружает в него купюру, оплачивает услугу и загружает белье в машинку. После этого можно начинать стирку.
Стоимость использования техники колеблется от 50 центов до двух долларов. Это зависит от дня недели, района и величины населенного пункта. Стирать в собственном доме для американцев – плохой тон. Большинство новых многоэтажек строятся, предполагая в своем проекте помещение под прачечную.
В Америке есть примеры, когда бизнесмен начинал свое дело именно с открытия прачечной самообслуживания, а впоследствии становился миллионером. Те же владельцы, которых устраивает формат получения стабильного дохода без особых рисков, получают ежегодно $100 тыс. долларов. Это распространенный вид семейного бизнеса в США. Существуют даже сети прачечных от одного владельца.
Перспективы бизнеса в России
Специалисты в вопросах развития бизнеса утверждают, что большим спросом услуга прачечных самообслуживания будет пользоваться в крупных городах и мегаполисах. Потенциальные клиенты – это:
- Жители коммунальных квартир, которым некуда установить собственную технику для стирки;
- Население с достатком ниже среднего, покупка для которого стиральной машинки пока недоступна;
- Студенты и приезжие, проживающие в общежитиях, гостиницах, хостелах;
- Заведения общественного питания, в которых нет возможности установить профессиональную технику для собственных потребностей.
В Санкт-Петербурге уже имеется сеть прачечных, целевая аудитория которых – студенты. Кроме рабочей зоны в помещении выделена зона ожидания. Здесь студенты имеют возможность почитать, подготовиться к занятиям и даже выпить чай или кофе. Атмосфера в заведении стоит соответствующая веселой студенческой жизни, где есть место и работе и праздникам.
Месторасположение
Поскольку прачечная самообслуживания ориентирована на определенные слои населения, то и помещение следует подыскивать ближе к их проживанию. Чаще всего под прачечные переоборудуют полуподвальные и подвальные помещения. Нормативные требования – это высота потолков не менее 3 метров и расположение не выше, чем первый этаж здания. Для начала бизнеса подойдет здание в студенческом городке, подвал многоквартирного дома, помещение такого же класса в торговом центре. Последнее месторасположение оправдает затраты по аренде, если клиентами будут местные фаст-фуды, кафе и ресторанчики.
Оборудование
Поскольку сама идея бизнеса родилась не в нашей стране, то и найти профессиональное оборудование для небольшой прачечной отечественного производства проблематично. Чаще всего его заказывают за границей. Приблизительная сумма, которая понадобится для закупки, составит 2 миллиона рублей. Экономить на стиральных машинах не следует, так как это главная составляющая всего бизнеса. Обычно выбирают технику, вместимостью от 5 до 8 кг сухого белья. Необходимо не меньше 5 единиц. Существует мнение, что можно использовать и качественную бытовую технику, поскольку она создает меньше шума, менее требовательна при монтаже и значительно дешевле. Для стирки сложных изделий (одеял, пледов, верхней одежды) достаточно одной профессиональной модели, предусматривающей специальные режимы стирки. Кроме этого, в прачечной должны быть дополнительные сушильные машины, гладильные доски и утюги.
Стиральный порошок обычно входит в стоимость стирки, а вот кондиционер, ополаскиватель или пятновыводитель продают клиентам за отдельную плату. Пользование сушилками также стоит дополнительных денег, а вот глажка, на усмотрение собственника, может стать приятным бонусом за покупку всего комплекса услуг.
Реклама и маркетинговая политика
Новый объект сервиса для населения необходимо будет рекламировать всеми доступными средствами. В первую очередь это необходимо потому, что в подвальном помещении сложно распознать уютное заведение сферы услуг, да и мало кто из посетителей рискнет зайти «без приглашения» в такое заведение. До открытия прачечной обязательно нужно заказать и изготовить яркую вывеску с названием. Поскольку прачечная самообслуживания призвана обслуживать жителей и коммерсантов из близлежащих домов, громкая реклама на телевидении и радио не нужна. Лучше заказать яркие флаера — приглашения и разнести их по почтовым ящикам жителей района. Также эффективно будут работать объявления на подъездах и остановках общественного транспорта.
Для привлечения клиентов важно не забывать о возможных акциях и скидках. Так, обычно некоторый дисконт получают студенты и пенсионеры. Открытие прачечной обязательно должно быть ознаменовано сниженными ценами, чтобы люди ближе познакомились с новой для них услугой.
Срок окупаемости
Приблизительно стоимость одной стирки – 100 руб. Пять единиц техники в состоянии обслужить ежедневно 60 человек. При полной загруженности стиральных машин ежемесячный доход составит около 200 тыс. рублей. Вычтем из дохода стоимость аренды и коммунальных услуг (приблизительно 40/50 тыс. рублей) и получим, что полная окупаемость первоначальных капиталовложений наступит через 2 года.
Преимущество бизнеса и пути развития
Открытие прачечной самообслуживания требует сравнительно небольших первоначальных вложений, и еще обладает рядом преимуществ:
- Нет потребности в специальном обучении предпринимателя и персонала;
- Отсутствие влияния фактора сезонности на поток клиентов;
- Возможность ежедневной инкассации аппаратов;
- Численность персонала может быть сведена до минимума. Работу оператора, контролирующего работу оборудования в зале, может выполнять один человек.
Небольшая прачечная может стать толчком к развитию сети центров по оказанию бытовых услуг населению. Со временем можно открыть рядом салон красоты, химчистку или даже детский развивающий центр.