Сколько стоит франшиза в реальности

Франчайзинг — достаточно популярное в нашей стране явление, он занимает весомую долю в нашем малом и среднем бизнесе. Большинство торговых точек по продаже одежды иностранных брендов, сетей ресторанов, языковых школ – открыты именно по принципу аренды торговой марки. Такая популярность обусловлена многочисленными преимуществами, но не стоит забывать, что наряду с плюсами, существуют и достаточно существенные минусы. И самый весомый из них – это то, сколько стоит франшиза на самом деле.
С какими же недостатками придется столкнуться предпринимателю, решившему использовать этот способ ведения бизнеса?
- Ограничение свободы и инициативы в ведении бизнеса;
- Прямая зависимость от стабильности или нестабильности владельца торговой марки;
- Но наиболее серьезный недостаток – это стоимость франшизы. Зачастую, на первый взгляд недорогие предложения, оказываются нерентабельными и достаточно затратными. Подводные камни – вот обо что разбиваются планы франчайзи.
О стоимости франшизы мы привыкли слышать то, что она складывается из паушального взноса (одноразовая выплата за вступление в сеть) и роялти (периодические ежемесячные отчисления).
В основном этими платами и ограничиваются франчайзеры, не указывая такие затраты, как: транспортные, командировочные, рекламные, даже они не всегда входят в корпоративный фонд. А также инвестиции, которые необходимы для приобретения средств производства. Они то и складывают основную цену франшизы и являются наиболее скрытой ее частью.
Основные составляющие стоимости аренды готового бизнеса
1) Паушальный взнос. Это стартовая плата за вступление в сеть, за узнаваемость торговой марки и информацию о ведении бизнеса. Некоторые владельцы заявляют об отсутствии данного взноса, но на практике, этим ходом пользуются завуалированные франчайзеры – желающие продвинуть свою торговую марку, но не желающие нести затраты на приобретение основных фондов, рекламу и пр. Эти расходы они перекладывают на франчайзи, но когда торговая марка становится достаточно узнаваемой в регионе, они просто открывают свое официальное представительство и, управляя ценовыми рычагами, просто вытесняют франчайзи с рынка. Такая франшиза цена, оказывается, слишком велика.
Иногда паушальный взнос включают в стартовый пакет, куда могут входить инвестиции и рекламные расходы. Стоимость такого взноса может быть неоправданная, но даже если эта плата указывается в чистом виде, нужно понимать, соответствует ли она предложению.
Оправданной сумма взноса является тогда, когда торговая марка действительно узнаваема, а знания и навыки, полученные от предоставленной владельцем информации самодостаточны на столько, что смогут пригодиться вам и за пределами сети.
2) Роялти. Это периодически, ежемесячные отчисления в пользу владельца торгового знака. Это плата за предоставляемую им помощь в ведении бизнеса. Иногда эта плата может быть нулевой. Что это значит для франчайзи?
- Во-первых, это свидетельствует о том, что бизнес не настолько сложен и уникален, чтобы предпринимателю нужна была постоянная помощь владельца. Для таких примитивных компаний существует риск гибели в конкурентной борьбе с себе подобными.
- Во-вторых, эта оплата может быть включена в стоимость сырья и материалов, поставляемых головной компанией. В таком случае, просто невозможно проследить величину роялти, сделать вывод о его оправданности и влиянии на окупаемость и ликвидность, а так же определить, сколько же стоит франшиза на самом деле.
- В-третьих, это может свидетельствовать о том, что в дальнейшем, франчайзи просто останется без поддержки владельца торговой марки, так как он не планирует оказывать какое-либо содействие.
Тандем нулевого паушального взноса и нулевого роялти – это прямая подсказка того, что данное предложение является псевдо франчайзингом.
Как правило, сумма роялти определяется как процент от ежемесячного дохода, и в среднем по России составляет 5-8 %. Так как в расчет берется доход, а не прибыль, эти проценты для франчайзи составляют иногда до 50% от чистой прибыли. Поэтому, при подписании договора, необходимо четко понимать, какой товарооборот имеет это предложение, достаточно ли это раскрученная торговая марка, какую реальную пользу принесет франчайзер для текущего ведения и развития бизнеса.
3) Рекламные затраты. Эти отчисления не должны ложиться ежемесячно на плечи франчайзи. Они увеличивают цену арендованного бизнеса и рекламируют не столько его, сколько торговую марку в целом, что является не оправданным.
4) Прочие затраты. Стоит обратить внимание не только на основные затраты, но и на незначительные расходы, связанные с проведением семинаров, штрафами за отклонения от установленных стандартов в обслуживании, оформлении и т.д. Расходы на обучение не должны ложиться на плечи франчайзи, т.к. они дублируют роялти.
5) Инвестиции. В данном случае, это затраты на основные и оборотные средства. Иногда владельца не указывают эту статью вообще, или пишут ее нижний порог, без внятных объяснений, для чего нужны эти средства и куда они вкладываются. А так как это львиная доля расходов, то и полная расшифровка просто необходима.
При анализе договора и затрат нужно четко понимать, что окупаемость бизнеса – это основной показатель качества франшизы. Понятие, сколько стоит франшиза и ее окупаемость, у франчайзера и франчайзи разное.
Владелец, как правило, учитывает только паушальный взнос и роялти, предприниматель – все расходы, связанные с ведение этого бизнеса, в том числе и скрытые. Поэтому обсуждая окупаемость, следует получить четкие ответы о том, что именно имеет в виду франчайзер под этим понятием.
Основной причиной краха начатого дела, в случае с франчайзингом, может оказаться банальный недостаток коммерческой информации. Не жалейте времени на качественный и доскональный анализ компании в целом, и ее отделений в частности. Привлеките к консультации уже работающих в этой сфере, взвесьте все затраты и их влияние на окупаемость и рентабельность, примите во внимание местные условия работы. Только приняв взвешенное решение можно рассчитывать на положительный результат этого мероприятия.